Дистанционное обучение при участии медицинских работников


В 2011 году, по благословению Высокопреосвященнейшего Никона, архиепископа Липецкого и Елецкого, вышел в свет сборник материалов направления «Медицина и православие» в рамках VI-VII Международных форумов «Задонские Свято-Тихоновские образовательные Чтения». Он продолжает публикацию материалов, представляющих деятельность комиссии Липецкой и Елецкой епархии по связям с медицинскими учреждениями, а также Липецкого Общества православных врачей. В него вошли доклады участников работы направления «Медицина и православие» VI и VII Международных форумов «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения» (2010 и 2011 гг., г. Липецк) и статьи, посвященные профессиональному служению в современной медицине, антропологии здоровья и болезни, медико-социальным рискам в российском обществе начала ХХI века. Свои материалы прислали нам Московское, Воронежское и Барнаульское Общества православных врачей, а также клирик Берлинской епархии, уроженец города Липецка — протоиерей Михаил Дронов.
Издание приурочено к 5-летнему юбилею деятельности Липецкого общества православных врачей.
Редакционная коллегия:
— прот. Сергий Косых, руководитель епархиальной комиссии по связям с медицинскими учреждениями, кандидат технических наук,
— Михаил Иванович Коростин, председатель Липецкого общества православных врачей, главный врач Липецкого областного наркологического диспансера,
— Антонина Ивановна Чеснокова, сотрудник епархиальной комиссии по связям с медицинскими учреждениями.
Редактор — Ольга Васильевна Клековкина, член Союза журналистов России.
Публикацию материалов сборника «Медицина и православие» на сайте открывают статьи А. И. Чесноковой и Е. А. Никуличевой, посвященные теме дистанционного обучения при участи медицинских работников нашей епархии, а также фотоматериалы.
Реализация дистанционного обучения (ДО) в духовном образовании находится под пристальным вниманием священноначалия Русской Православной Церкви. Председатель Учебного Комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений в докладе на Архиерейском Соборе отметил, что «последние годы были ознаменованы для Русской Православной Церкви освоением новейших средств коммуникации и информации. Значение этого явления трудно переоценить, поскольку оно открывает для нашей Церкви множество перспективных направлений научно-образовательной, катехизаторской, проповеднической, информационной, общественной и других видов деятельности в современном мире». Программа ДО студентов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви получила благословение Святейшего Патриарха Алексия II еще в 2003 году. А 29 марта 2012 года в МДА состоялся круглый стол «Дистанционное обучение в духовном образовании», собравший представителей ведущих образовательных учреждений Русской Православной Церкви и разработчиков программного обеспечения для ДО. По результатам круглого стола Учебным комитетом РПЦ будет создана рабочая группа, которая суммирует положительный опыт ведущих церковных учебных заведений с целью успешной реализации проекта «Дистанционное обучение в духовном образовании», старт которого намечен на апрель 2012 года.
Представители Липецкого общества православных врачей принимают активное участие в просветительских мероприятиях в учебных заведениях. В связи с ужесточением требований в сфере государственного образования возникла необходимость придания законной формы присутствию в светских учебных заведениях православных педагогов, врачей, психологов. А именно: возникла необходимость наличия у лиц, осуществляющих религиозную просветительскую деятельность, документов государственного образца. В рамках решения обозначенной проблемы по благословению Высокопреосвященнейшего Никона была достигнута договоренность с Педагогическим кабинетом при МДА на организацию курсов повышения квалификации «Основы теологического образования» с выдачей итоговых документов государственного образца, которые проходили с 4 ноября 2010 года по 15 января 2011 года. Канал связи для трансляции предоставил Липецкий областной наркологический диспансер. Такое обучение – инновация и для нашей епархии, и для образовательного пространства Русской Православной Церкви.
http://www.kursmda.ru/index.php/allnewshere/35-news/267-lipsk.html
Антонина Ивановна Чеснокова, сотрудник комиссии Липецкой и Елецкой епархии по связям с медицинскими учреждениями, специалист, направление «теология»
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПО ОСНОВАМ ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
СЛУШАТЕЛЕЙ ЛИПЕЦКОЙ И ЕЛЕЦКОЙ ЕПАРХИИ
В 2010—2011 учебном году, по благословению Высокопреосвященнейшего Никона, архиепископа Липецкого и Елецкого, для слушателей нашей епархии впервые было проведено краткосрочное повышение квалификации по программе «Основы теологического образования» по дистанционной форме обучения (это совместный проект епархиального молодежного отдела и епархиальной комиссии по связям с медицинскими учреждениями). В некотором роде для епархии это историческое событие — впервые со времени ее образования в 2003 году был осуществлен образовательный проект, результатом которого явилось повышение квалификации по «Основам теологического образования» и получение итоговых документов государственного образца группы слушателей из 22-х человек без отрыва от производства.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (статья 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»). В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимися посредством Интернет-технологий. Использование технологий дистанционного образования (ДО) позволяет снизить затраты на проведение обучения — исключается аренда помещений, поездки к месту учебы как учащихся, так и преподавателей. Такая форма обучения играет все большую роль в модернизации образовательного процесса, наряду с очной, заочной, вечерней формами и экстернатом.
В Европе и Америке дистанционное обучение получило распространение с конца XX века — появилось огромное количество его видов и даже университеты дистанционного обучения. Например, в 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании. А в России проведение ДО началось с 1997 года, когда вышел Приказ Министерства образования и науки России № 1050 от 30 мая, позволивший проводить эксперимент ДО в сфере образования. И дистанционное обучение становится все более значимым элементом модернизации образования.
В настоящее время использование дистанционных образовательных технологий законодательно регламентируется Приказом Министерства образования и науки РФ № 137 от 06.05.2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Государственная Дума РФ рассматривает проект поправок к Закону об образовании, связанных с ДО.
Актуальность ДО, при некоторых его недостатках, не подлежит сомнению. Более того, оно имеет свои преимущества, в том числе и для слушателей нашей епархии. Существуют категории желающих пройти обучение, но не имеющих возможности по каким-либо причинам приехать на очные курсы, проводимые педагогическим кабинетом Московской Православной Духовной Академии и Семинарии (МПДАиС).
Современные информационные технологии, при грамотном их использовании, вполне пригодны и для задач ДО, что особенно востребовано в настоящее время. Для опыта была выбрана дистанционная форма в режиме on line (с использованием высокоскоростного Интернета), открывающая возможность личного контакта лектора с «удаленной» аудиторией.
Обучение проводилось по программе «Основы теологического образования» в объеме 72 часов, используемой для очной формы краткосрочного повышения квалификации Высших богословских курсов при МПДАиС. Программа краткосрочного повышения квалификации была построена по модульному принципу — когда каждая тема имеет законченную форму, от ввода в проблему до перспектив современного развития, с показом последних методических разработок, источниковой базы, что, таким образом, служит отправной площадкой для дальнейшего углубленного изучения материала. Работа курсов проходила без отрыва от основной работы слушателей, во внерабочее время.
В рамках проведенных занятий у слушателей была возможность услышать лекции ведущих преподавателей Московской Духовной Академии и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Основной блок материала читался в формате прямой видеоконференции, дающей возможность диалога лектора с аудиторией:
«Опыт преподавания ОПК» - Протоиерей Владимир Янгичер, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Сергиево-Посадского благочиния, преподаватель регентской школы при МДС.
«Возрастная педагогика и психология» - Склярова Татьяна Владимировна, заведующая кафедрой социальной педагогики ПСТГУ, доктор педагогических наук.
«Методика и методические приемы преподавания ОПК» - Агеева Антонина Владимировна, преподаватель кафедры общей педагогики и психологии ПСТГУ.
«Педагогические основы преподавания ОПК» - Комарова Татьяна Владимировна, методист педагогического факультета ПСТГУ.
«Духовные писатели как учители жизни» - Священник Павел Хондзинский, заведующий кафедрой практического
богословия ПСТГУ, кандидат богословия.
«Христианская этика» - Архимандрит Платон (Игумнов), профессор МДА.
«Христианский этикет» - Иеромонах Никодим (Шматько), преподаватель Сретенской Духовной Семинарии, кандидат богословия.
«Введение в христианскую антропологию» - Протоиерей Михаил Дронов, руководитель Международного центра библейской и патристической традиции, кандидат богословия (Берлинская епархия МП РПЦ).
«Предание и преемство. Вопросы современного богословия» (удаленный «круглый стол») - Протоиерей Михаил Дронов, руководитель Международного центра библейской и патристической традиции, кандидат богословия (Берлинская епархия МП РПЦ).
(http://orthofr.de/index.php?page=news&lang=russian&part=03)
«Введение в Литургическое предание» - Бежанидзе Георгий Вениаминович, заместитель заведующего кафедрой истории Русской Церкви ПСТГУ, кандидат богословия.
«Особенности преподавания ОПК» - Захарченко Марина Владимировна, профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного образования.
Подбор тем лекций был обусловлен тем, что основная часть слушателей уже имела подготовку по основным вероучительным предметам, поэтому внимание было уделено психолого-педагогическому и дидактико-методическому блокам. Остальные темы программы изучались слушателями самостоятельно. Для желающих было организовано дополнительное консультирование на месте.
Итоговая аттестация проводилась в форме устного экзамена по билетам, предоставленным педагогическим кабинетом МДАиС. Все обучавшиеся на курсах успешно прошли аттестацию: 12 человек получили оценку «отлично», 9 человек — «хорошо», 1 человек — «удовлетворительно». При проведении анализа аттестации у всех обучавшихся отмечен хороший уровень теоретической подготовки и готовность совершенствовать учебно-воспитательный процесс в тех образовательных учреждениях, где уже практикуются различные формы преподавания предметов духовно-нравственной направленности.
Отмечена востребованность таких курсов педагогами, не имеющими возможность прохождения краткосрочного повышения квалификации по очной форме. Как показал опыт нашего сотрудничества с педагогическим кабинетом Московской Духовной Академии по организации дистанционной формы обучения, это реально достижимо и в организационном, и в техническом плане.
Итоговые документы— удостоверения о краткосрочном обучении, выданные Московской Православной Духовной Академией, и удостоверения, выданные ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова», получили 22 слушателя Липецкой и Елецкой епархии. Среди них были студенты вузов, педагоги (в том числе и из отдаленных районов Липецкой области), врачи, психологи, преподаватели православной гимназии, многодетные матери, в силу разных причин не имевшие возможности прохождения повышения квалификации по очной форме на базе МПДА. Все они участвуют в православных просветительских и образовательных проектах, поэтому документ о повышении квалификации государственного образца придает законное основание их работе в светских образовательных учреждениях.
Таким образом, проведение краткосрочного повышения квалификации по дистанционной форме обучения успешно состоялось. Проведение подобных курсов открывает возможность повысить квалификацию и получить удостоверения государственного образца для слушателей из отдаленных районов, уже имеющих начальную подготовку по основам православия на приходах.
Использование дистанционной формы обучения в режиме on line для краткосрочного повышения квалификации по программе «Основы теологического образования» с выдачей документов государственного образца — новый перспективный опыт в образовательном пространстве Русской Православной Церкви.
Елена Анатольевна Никуличева, психолог Липецкого областного наркологического диспансера, слушатель образовательных курсов «Вера. Традиция. Культура» при ЛГПУ
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЯМ
СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ ЦЕРКВИ
В настоящее время, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, Синодальным отделом по социальному служению и благотворительности МП РПЦ ведется дистанционное обучение (ДО) методикам социального служения. С марта по июнь 2011 года специалистами Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви был проведен первый этап ДО, которое было построено на личном контакте со специалистом Синодального отдела и проводилось в форме веб-семинара. От Липецкого общества православных врачей обучение ДО методикам социального служения проходит Никуличева Е.А.
Так называемые вебинары представляют собой Интернет-выступления специалистов Синодального отдела на разные темы социального служения, а также общение докладчиков и слушателей в формате «вопрос - ответ». На этих онлайн-мероприятиях одновременно общались в формате видео- и аудиоконференции до нескольких десятков человек из разных уголков мира, проводились презентации, обсуждения, демонстрировались документы и видеоролики, участники наблюдали через Интернет за трансляцией, задавали вопросы и выходили на видеосвязь. Были проведены следующие on-line семинары:
— Епископ Пантелеимон «Духовные основы милосердия»;
— Сергей Чесноков «Возможности организации работы в защиту жизни и семьи в рамках Русской Православной Церкви»;
— Михаил Агафонов, Елена Гордеева «Социальное сопровождение подростков, освобождающихся из колонии»;
— Илья Кусков «Помощь бездомным на приходе и ее развитие»;
— Игумен Мефодий (Кондратьев), Роман Прищенко «Церковная реабилитация наркозависимых: стоит ли начинать?»;
— Валерий Доронкин «Деятельность РПЦ по противодействию алкоголизму и утверждение трезвости. Вводная лекция»;
— Марина Васильева «Как организовать работу добровольцев на приходе»;
— Иерей Михаил Зазвонов «Организация помощи на приходе беременным женщинам, находящимся в сложной жизненной ситуации»;
— Елена Альшанская «Работа по профилактике социального сиротства»;
— Наталья Пономарева «Тюремное служение мирян — духовная поддержка осужденных: переписка и дистанционное обучение»;
— Ирина Соловьева «В храм пришел проситель. Как организовать службу работы со случаем на приходе»;
— Татьяна Романова «Грантовая деятельность в социальной работе Церкви»;
— Людмила Худоярова «Опыт организации сестричества»;
— Татьяна Телегина «Практические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы».
Социальное служение — это служение любви. И каждый, кто хочет посвятить себя этому служению, может выбрать для себя любое из предложенных направлений, где он мог бы применить свои знания и опыт на благо ближних. Например, можно организовать помощь алкоголезависимым, противодействовать алкоголизму и содействовать утверждению трезвости.
«Наверняка почти у каждого у нас среди знакомых, друзей или родственников есть человек либо умерший, либо умирающий от алкоголя», — заметил Валерий Доронкин на вебинаре «Деятельность РПЦ по противодействию алкоголизму и утверждение трезвости» и предложил конкретные шаги по организации Братства трезвости на приходе. По его мнению, эту работу следует начать с оценки сил прихода и постановки в соответствии с ними конкретных целей. После этого необходимо взять благословение у настоятеля прихода, а затем, при дальнейшем развитии проекта, и у епархиального архиерея. Затем нужно организовать регулярные собрания и максимально распространить информацию об этих собраниях. Настоятель прихода может знать тех, кто преодолел зависимость, или тех, кто нуждается в помощи. Удобной формой на первое время является еженедельный молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» или чтение акафистов святому Вонифатию. После молебна можно организовать небольшое чаепитие. Даже если придут только родственники зависимых поделиться своими проблемами и опытом, пусть и негативным, то от этого уже будет большая польза, рассказывала Екатерина Севастьянова — психолог, ведущий группы адаптации клуба трезвости в селе Ромашково. После молебна можно читать лекции, проводить семинары, смотреть и обсуждать фильмы.
Опыт дореволюционных общин трезвости показывает, что руководить такой общиной или братством должен священнослужитель. Если на приходе их несколько, то необходимо назначить ответственного. Участниками общины могут стать и добровольцы. Особенно хорошие добровольцы получаются из тех, кто сам в прошлом страдал от пьянства. Наконец, работать в общине могут специалисты — как за деньги, так и добровольно. В качестве подробного практического руководства по организации общины Валерий Доронкин порекомендовал пособие священника Игоря Бачинина «Общество трезвости на приходе», подготовленное на основе изучения практики деятельности приходских обществ трезвости дореволюционной России и опыта работы общества «Трезвение» при Ново-Тихвинском женском монастыре г. Екатеринбурга за прошедшие 14 лет. Принципами, на которых должна строиться работа общины, являются: добровольность (уважение к свободе воли зависимого), личная ответственность (зависимый сам отвечает за свою жизнь), и компетентность (участники общины должны обладать специальными навыками и знаниями).
Валерий Доронкин также назвал ряд информационных ресурсов, которые будут полезны для начинающих антиалкогольную работу на приходе. Это проект «Общее дело» на сайте «Православие.ru», раздел «Наркоманы и Алкоголики» на сайте « Милосердие.ru» и сайт Иоанно-Предтеченского Православного братства «Трезвение» — www.trezvenie.org.
Второй этап вебинаров Синодального отдела начался в октябре 2011 года. Помимо продолжения общего курса занятий организованы специальные семинары для узких специалистов. Планируется сформировать своего рода экспертное сообщество, куда войдут представители разных регионов, давно занимающиеся помощью определенным категориям людей для эффективного обмена опытом друг с другом и с другими участниками. Обучение проводится полностью бесплатно. Все, что для этого нужно, — это компьютер с Интернетом и звуком и желание заниматься социальным служением. По окончании курса все активные участники имеют возможность получить удостоверения государственного образца Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и сертификаты Синодального Отдела по социальному служению и благотворительности.
Информацию о вебинарах можно найти на официальном сайте Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви «Диакония.ru» в разделе «Дистанционное обучение».
0
Ваша оценка: Нет