Михаил Коростин: Учение Православной Церкви об употреблении алкоголя


Учение Православной Церкви об употреблении алкоголя


В книгах Ветхого Завета Священного Писания вино рассматривается, прежде всего, как Божественный Дар: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека» (Пс. 103; 14—15). А также как вещественная жертва: «Не медли [приносить Мне] начатки от гумна твоего и от точила твоего...» (Исх. 22; 29).
Во времена Нового Завета вино становится важнейшим веществом, используемым для совершения Евхаристии. Из Евангельского повествования о браке в Кане Галилейской (Ин. 2; 1—11) видно, что присутствие на трапезе хмельного напитка, наряду с другими угощениями, не смущало Спасителя, наоборот, стало причиной совершения им великого чуда. Вино могло служить средством для врачевания души и тела: «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании» (Притч. 31, 6—7). «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5; 23).
А вследствие неумеренного употребления вино становится причиной зла: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч. 23, 31—32). «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими…» (Лк. 21; 34).
О том же говорится и в святоотеческой литературе: «Когда пьяный придет в чувство, опиши ему все его безобразие. Скажи ему: «Вино дано для увеселения, а не для того, чтобы безобразить себя; дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа. Бог тебя почтил этим даром: для чего же ты неумеренным употреблением этого дара бесчестишь себя?» (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея).
Согласно христианскому вероучению, пьянство, как неумеренное потребление алкоголя, это тягчайший грех, поставленный святым апостолом Павлом в один ряд с пороками, являющимися причиной вечной смерти души: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники,.. ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9—10). Грех состоит, по мнению отцов Церкви, прежде всего в том, что человек, осознанно пристрастившийся к вину, оставляет в стороне самую главную, поставленную пред ним Господом задачу, — восстановить утраченное Богоподобие. «Смотри, чтоб тебе, прилепившись к плоти, не уступить большего владычеству худшего…Избыточество в одном делает оскудение в другом» (Свт. Василий Великий. Беседа на слова «Внемли себе»).
Человек, предающийся пороку, растрачивает дарованный ему Богом духовный потенциал. Поэтому пьянство справедливо может быть названо смертью добродетели и нравственности. Очевидны и внешние последствия укоренившегося в человеке зла — жесткая зависимость от алкоголя, постепенное разрушение тела, приводящее к ранней физической смерти, тяжкие греховные поступки, горе близких, потеря авторитета в обществе.
Порок пьянства был распространен еще на заре человеческой истории — достаточно вспомнить рассказ об опьянении праотца Ноя. На Руси, еще в ХIII веке, митрополит Киевский Кирилл обращался с обличительными словами к «провинившимся» христианам и призывал их сохранять себя от пьянства. С подобным призывом в XIV веке обращался и святой митрополит Петр в «Поучении игуменам, попам и диаконам». Стоглавый Собор 1551 года также осудил пьянство. В XVII веке, при Патриархе Никоне, имел место так называемый «Собор о кабаках», итогом которого стало издание некоторых, ограничивающих пьянство, распоряжений. Писали о пьянстве и отчасти вели открытую борьбу с ним в конце XVII века — святитель Димитрий Ростовский, а в начале XVIII века — святитель Тихон Задонский.
Главной причиной распространения пьянства в настоящее время можно считать слабую заботу государства о благополучии своих граждан, бесчисленные соблазны и даже пропаганду порока, порожденные вседозволенностью, низким уровнем культуры и нравственности, взаимное отчуждение людей, страх перед окружающей действительностью и подобное. При этом важно отметить, что устранение любых внешних причин, располагающих к греху, отнюдь не всегда приводит к его полному уничтожению.
По мнению нашего современника священника Александра Захарова, коренной причиной пьянства является отсутствие у большинства людей в жизни самого главного — ее полноты, истинной цели, смысла и подлинной радости, которую можно приобрести лишь в общении с Богом. Лукавой подменой подлинной радости стала радость греховная, даруемая на время вином.
Михаил Иванович Коростин
председатель Липецкого общества православных врачей
главный врач Липецкого областного наркологического диспансера
заслуженный врач РФ
г. Липецк
0
Ваша оценка: Нет