Беседы о греховных страстях. Для чего Бог попускает демонам искушать людей?


Статья подготовлена для журнала "Липецкие епархиальные ведомости",
опубликована в №11 за 2012 год


Протоиерей Олег БЕЗРУКИХ,
кандидат богословия
БЕСЕДЫ О ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЯХ
Для чего Бог попускает демонам искушать людей? (Беседа 19)

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5:8).
Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:11-12).
Апостол Павел призывает людей, живущих на земле, сражаться не друг с другом, а вести борьбу против врагов человечества – духов злобы поднебесной. Эти падшие ангелы, которые не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилище и стали бесами, с самого начала возненавидели людей, при помощи коварства и соблазнов они пытаются каждого человека ввести в грех. Бог соблюдает их в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд.1:6). Но некоторым из них попускает искушать людей.
Демоны чрезвычайно хитры, злобны и сильны, и нападения их страшны и гибельны. Чтобы с успехом отражать их нападки, надо знать:
во-первых, хитрости и способы их нападения,
во-вторых, для чего Бог попускает им искушать нас,
в-третьих, как вести себя после всякой борьбы (когда мы одержали победу, или потерпели поражение).
1. Как наши духовные враги нападают на людей.


Бесы редко нападают на людей с открытой злобой. Большей частью они действуют лестью, обманом вовлекают в грехи под благовидным предлогом, обещая удовольствие. Лишь просвещенные благодатью подвижники распознавали и разрушали их козни.
Бесы действуют:
1)непосредственно на душу человека;
2) через плоть;
3) через людей;
4) через обстоятельства жизни.
Прямое воздействие на душу.


«Бесы не знают нашего внутреннего состояния, сокровенных мыслей, желаний, намерений и замечают только их проявления, господствующие наклонности. Они издали вкладывают худые помыслы и смотрят, как те будут приняты. В ком замечают какие-либо слабые стороны, на них и действуют» (Св. Авва Матой).
Бес не станет предлагать человеку сразу то, что тому не нравится, но, начиная с малого греха, доходит до великого.
Больше всего бесы действуют на наше самолюбие и плотские страсти, используя в своем арсенале прошедшую многовековую апробацию «похоть очей, похоть плоти и гордость житейскую» (1 Ин. 2:16). Так диавол искушал первых людей в раю: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи (похоть плоти), и что оно приятно для глаз (похоть очей) и вожделенно, потому что дает знание (гордость житейская); и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6).
Подобным образом диавол пытался искусить Иисуса Христа в пустыне во время 40-дневного поста. «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом (похоть плоти)… Показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое (похоть очей)… И поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя (гордость житейская)» (Лк. 4:3-11).
В случае с Иисусом Христом диавол потерпел полное поражение. А вот в наше время он нашел среди людей самых усердных помощников. Мощнейшая индустрия всего мира работает на разжигание похоти очей и похоти плоти. Телевидение, телесериалы, Интернет, журналы, реклама завораживают глаза. В супермаркетах и гигантских торговых центрах предлагается для телесного комфорта столь многое, что целой жизни не хватит все перепробовать. Увлекательные шоу, конкурсы, соревнования, фестивали, презентации возбуждают жажду славы и питают гордыню. Однако, какими бы великими ни были масштабы всемирного обольщения людей, из глубины веков продолжает звучать отрезвляющий голос Апостола: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16).
Для духовно стойких людей лукавый дух употребляет особую хитрость. «Если диавол не сумел запутать людей греховной страстью, тогда старается ввести их в другую крайность – влагает в душу желание добродетелей, невозможных для них, побуждает искать высоких совершенств прежде времени с тем, чтобы они не получили их и в свое время» (Св. Иоанн Лествичник).
Воздействие через людей.


Если кто не поддается прямым искушениям, на того диавол начинает действовать через испорченных людей, которые своим нравом, привычками, ласками под видом любви и дружбы, вовлекали бы в пороки.
Когда эти хитрости не удаются, тогда диавол уже со злостью вооружает на подвижника окружающих его порочных людей, чтобы подвергать его насмешкам, издевкам, порицаниям, презрению, клевете, притеснениям и обидам.
Использование обстоятельств жизни.
Не упускает случая диавол воспользоваться для своих целей обстоятельствами жизни человека.
При благоприятных обстоятельствах он внушает человеку гордость, самодовольство, высокомерие, пренебрежение к другим, возбуждает стремление к роскоши и излишествам.
При расстроенных обстоятельствах диавол к естественной человеческой скорби прибавляет свой яд ропота, уныния, утраты надежды, старается довести человека до отчаянья.
«Много коварных сетей у диавола. Не успел поколебать душу бедностью, он уловляет ее богатством. Не одолел ее оскорблениями и поношениями, вооружается на нее похвалами и славой. Не возмог обольстить душу удовольствиями, он покушается сокрушить ее скорбями. Если человек побеждает его крепостью телесной, диавол посылает на него болезни с тем, чтобы малодушные ослабели в любви к Богу» (Св. Синклитикия).
С явной адской злобой диавол нападает по попущению Божию на духовно сильных людей, колеблет сомнениями их веру в Бога, надежду и любовь к Нему. Вкладывает в ум хульные помыслы на Бога и на святыню. Впрочем, подвижники подвергаются подобным искушениям лишь в той мере, в какой Бог попускает диаволу. «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13). Вспомните записанную в Библии историю Иова многострадального. Испытывая верность праведника, Господь позволил сатане лишить Иова имущества, детей, здоровья, но запретил отнимать жизнь. «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов. 2:6).
Мало искушает диавол безбожников, еретиков, неправоверующих, потому что одного неправоверия достаточно для их погибели. При том такие люди почти всегда бывают заражены духовной гордостью, которая одна без других пороков может погубить душу. С коварным и злым намерением диавол оставляет их в покое, не вовлекает в грубые пороки, чтобы этим обмануть и утвердить в неправомыслии.
А православных людей старается наоборот ввергать в пороки и колебать сомнениями относительно помощи Божией.
«От некоторых не только верных, но и от неверных отошли все страсти, кроме одной гордости. Сию одну бесы оставляют, как зло первенствующее, которое наполняет место всех прочих страстей; ибо она столь вредоносна, что может свергнуть и с неба» (Св.. Иоанн Лествичник).
На живущих в миру людей диавол также меньше нападает, нежели на подвижников в монастыре. Вор не пойдет в хижину к бедняку, где нечего взять, а старается проникнуть в кладовую богача.
2. Для чего Бог попускает бесам искушать людей?


Для испытания нашего произволения.Для обнаружения сокровенных свойств.Для упражнения в добродетелях.
Без борьбы с искушениями врожденное у человека стремление к добру было бы не твердо. Физическая и духовная сила человека, при встрече с препятствием возбуждаясь и напрягаясь, еще более укрепляется. В спорте, чтобы сделать своего ученика более сильным, тренер с каждым разом увеличивает его нагрузки, дает ему все более крепкого соперника.
«Как капитана корабля – буря, атлета – соревнование, воина – сражение, великодушного – бедствие, так христианина искушение проявляет» (Свт. Василий Великий).
«Как деревья тем глубже корни пускают в землю, чем чаще и сильнее бывают колеблемы ветрами: так и добродетель наша более укрепляется посредством борьбы с искушениями» (Св. Исаак Сирин)
В искушениях человек лучше познает свои немощи и приобретает смирение.
«Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился», – признается апостол Павел (2Кор. 12:7).
«При бездействии страстей в нас появляется кичливость» (Св. Максим Исповедник).
При сознании своей немощи в искушениях человек бывает более снисходителен и сострадателен к немощным. В борьбе, где есть победы и поражения, мы приобретаем опытность и бываем более способны врачевать немощи слабых. Кто не искушен, тот не искусен ни в чем. Апостол Петр, испытав на себе человеческую слабость, после обратившись, лучше мог укреплять братьев своих (Лк. 22:31-32).
Венца славы (награды) нельзя получить без одержания победы, победа не может быть без борьбы, а борьба не может быть без врагов и искушений. Чем больше искушений кто преодолеет, тем больше венцов славы ему будет. Сколько нападает искушений, столько же венцов готовится терпящему.
Преподобный Максим исповедник называет пять причин, ради которых попускаются искушения.
1. Чтобы мы, будучи боримы, научились отличать добродетель от порока.
2. Чтобы через труд добродетель у нас укрепилась.
3. Чтобы мы, преуспевая в добродетели, не возносились, но учились смирению.
4. Чтобы мы, испытав вред пороков, возненавидели их совершенной ненавистью.
5. Чтобы мы, когда достигнем бесстрастия, не забывали о своей немощи и помнили о могуществе Божием.
Искушения наводятся на одних для уничтожения грехов содеянных. На других – для прекращения грехов совершаемых. А на иных – для предупреждения будущих грехов.
Насельник Псково-Печерского монастыря игумен Адриан, по молитвам которого Господь подавал исцеление приводимым в обитель бесноватым людям, рассказывал, как по настойчивой просьбе одной матери он с большим усердием молился о ее бесноватой дочери. Однако, в то время, как другие, выздоровев, уезжали из монастыря, у этих ничего не менялось. Уступая слезной мольбе отчаявшейся матери, отец Адриан усилил свой пост и молитву за больную девушку. Позже он признался, что духом чувствовал предупреждение Божие остановиться, но до этого случая он был абсолютно уверен: не может быть ничего плохого в исцелении бесноватого человека. И потому он был непреклонен и тверд в своей молитве. Девушка, наконец, исцелилась. Радостные мать и дочь уехали в свой город. А спустя несколько месяцев мать вновь приехала в монастырь, одна. Отцу Адриану она рассказала, что у дочери приступов беснования больше не было, дочь поступила в училище и потому церковь стала посещать реже. Появились друзья-подружки, начались выпивки, ночевки вне дома, а потом дочь вообще ушла из дома. Мать нашла ее в каком-то притоне, и та наотрез отказалась возвращаться. «Когда дочь страдала одержимостью, она сама меня звала в церковь на службу, на причастие, в храме ей становилось легче», – со слезами рассказывала мать: «А теперь, исцеленную от беснования, я ее потеряла». Выходит, Бог, попустив телу девушки страдать от припадков беснования, сохранял ее душу. Но мать этого не понимала и настойчиво требовала от отца Адриана, а через него и от Бога непременного исцеления дочери. После этого случая отец Адриан стал завершать всякую свою молитву об исцелении словами: Господи, не моя воля, но Твоя да будет (Лук. 22:42).
Премудрости Божией ведомо, кого каким путем вести ко спасению. Он может и злую волю демонов обратить на осуществление Своих планов. Как скоро Бог увидит, что в помысле человека начало появляться самомнение, и стал он высоко думать о себе; тот час попускает, чтобы усилились против него искушения, пока не познает свою немощь, не бежит и не ухватится в смирении за Бога. Слава Богу, Который горькими лекарствами приводит нас в возможность насладиться здоровьем!
Когда началась вражда между человеком и диаволом?


«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это (соблазнил на грех первых людей), проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:14-15).

Чем кто согрешает, тем он и наказывается. Сатана соблазнил человека, сатана теперь привязан к человеку. С искусителем вошла смерть, и он теперь привязан к поколениям смертных людей. Он никогда не отвяжется от людей, – не может. Сатана ненавидит человека и не может быть без человека, он низринут с неба и тем самым как бы обречен пресмыкаться по земле, питаясь здесь людскими пороками и злодеяниями, прямыми следствиями его же коварных внушений.
Человечество и диавол в земной жизни связаны враждой навсегда. Духовная вражда положена человеку от грехопадения до конца времен – это одна из основ библейского мировоззрения.
Христианское богословие объясняет проклятие змею как Первоевангелие – первое благовестие о грядущем Спасителе, Который победит диавола и освободит от его власти людей.
«Семя Жены» есть сверхъестественное событие Боговоплощения. В еврейском языке слово «семя: зера» мужского рода; Семя Жены – Иисус Христос. Семя жены – также те, кто ведут вражду со змеем, «сыны Божии» (Быт. 6:2).
«Семя змея» – это «порождения ехиднины» (Мф.3:7), это те, чей «отец диавол» (Ин. 8:44), «чей бог – чрево» (Фил. 3:19), «они мыслят о земном» (там же). Они «враги креста Христова» (Фил. 3:18).
О Семени жены сказано: Он будет блюсти голову змея. Не «поражать», как звучит в русском переводе, а именно «блюсти». Поскольку единственное уязвимое место сатаны это «голова» – ущербные помыслы гордого ума (сатана сохранил свой ангельский ум, но это ум гордеца), Христос «выследив» помыслы сатаны, перехитрил его: взошел на крест; сатана Его не опознал и содействовал Его смерти. Через свою смерть Христос, как Человек, сошел в ад, как Бог воскрес, вышел из ада и вывел с Собой праведных.
Никакая сила, ни общественное движение, ни совокупные усилия всего прогрессивного человечества не дадут никакого результата в борьбе с диаволом. Нам указано, что единственное уязвимое место сатаны находится не в нем, а в нас: наши помыслы. Тот, кто блюдет свои помыслы, тот, как праведный Иов, посрамит сатану.
И также как мы соблюдаем змея, он соблюдает нас. Наше уязвимое место, которое постоянно выслеживает лукавый, это пята: акэв (евр.). В символическом значении «пята» – это опора на земное в помыслах о земном, когда человек твердо и самоуверенно шагает по земле. Когда все наши помыслы о только земном, тогда мы становимся уязвимы. Сатана караулит момент, когда все помыслы человека будут только о земном.
Если наши помыслы – о небесном, мы стоим на земле безопасно.
0
Ваша оценка: Нет