Выпуск газеты "Липецкие епархиальные ведомости" за июнь-июль 2013 года



Голос редактора

ЗАРЯДИТЬ СВОЮ ВОЛЮ...

Лето для православного человека – время для перезарядки воли и еще одного поворота к самому себе – обновленному Божественной любовью.
Самый сильный на земле конфликт – это спор жизни и смерти. И как гласит классика жанра, выигрывает более сильный. Именно так – не правый, а проявивший мужество в достижении цели. Чтобы лучше понять это, нужно назвать имена действующих лиц и увидеть карту действий противоборствующих сил. Нам ничего не стоит умозрительно представить их расстановку, потому что поле этой битвы – человеческое сердце и самая большая ценность, живущая в нем, – душа. Именно за нее идет вековая и самая жестокая война между Богом и дьяволом. «Христианство говорит: Бог не может нас спасти без нас, то есть именно без нашей свободы, без нашего произволения» (проф. А.И. Осипов). Свобода – дарованная Богом способность человеческой воли к непринужденному избранию добра. «Если человек сотворен по Образу блаженного и пресущественного Божества, а Божество свободно и имеет волю по естеству, то и человек, как Образ Божества, свободен по естеству и имеет волю» (св. Иоанн Дамаскин).
Укоренившиеся страсти трудно исцелять. Попавшие в зависимость люди по убеждению дьявола, уже их собственность и поэтому война за душу идет насмерть. Парализуя сердце и ум, они внушают жертве, что получать удовольствия от жизни в виде алкоголя, курения и прочих наслаждений и есть ее смысл. Но укоры совести напоминают человеку, что-то не так он делает, тогда враг меняет тактику и затевает войну на другом фронте, выгрызая душу унынием, отчаянием...
Мой младший брат всю жизнь проработал в шахте. Шахтерские пороки и его не миновали: курение, «бутыльки» с подземными собратьями... К полтиннику лет с небольшим – приговор профессора по сосудистой хирургии: если не бросит курить, через несколько месяцев – ампутация обеих ног... Узнал о такой беде «случайно», обратившись в больницу по поводу прокола стопы ржавым гвоздем... Да, конечно, за него идет серьезная молитва и сам он, повенчавшись прошлой осенью с супружницей, подарившей ему двух сыновей, посещает церковь. И вот Господь спешит оградить свое чадо от большой беды, посылая малую болезнь, этим призывает перестать грешить против самого себя самоубийством через курение. Бросил, но война еще не выиграна.
Прошу вас, дорогие читатели, присоединиться к моим молитвам и воздохнуть ко Господу, чтоб помог рабу Его Владимиру избавиться от никотиновой зависимости!
После грехопадения человек встал на самую низшую степень свободы – свободы выбора между добром и злом. Очень трудно совершить такой поворот в своей жизни без помощи церковных таинств, через которые Сам Господь берет тебя на руки и несет по выжигающей пустыне твоей страсти, оберегая то, что еще можно в тебе спасти. Это путь мужества православного сердца, который требует немалого личного подвига при содействии Божественной благодати.
Духовная свобода – означает ни что иное, как власть человека над своими страстями, или господство ума над сердцем, над всеми страстями. Но как же она приобретается?
Профессор А.И. Осипов говорит: «Она приобретается правильной жизнью. Эта правильная жизнь приобщает человека к Богу... апостол Павел называет свободного человека "новым" в отличие от человека "ветхого", живущего греховно называет "рабом". Рабом чего? Страстей – "... ибо не понимаю, что делаю. Потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу. Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, – делаю. В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного..."
Поэтому только выбор духовной свободы душеспасителен человеку.
Монахиня Агафона (Шнейдер),
главный редактор, руководитель Епархиального отдела СМИ и СМК



«ЧТОБЫ ЖИЗНЬ БЫЛА БЕЛАЯ»
Высокопреосвященнейший Никон, митрополит Липецкий и Задонский


23 июня этого года правящий архиерей Липецкой и Задонской епархии владыка Никон был возведен в сан митрополита. Этому предшествовало благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решение Священного Синода об образовании Липецкой митрополии и выделении в ее составе двух епархий, Липецкой и Задонской и Елецкой и Лебедянской. Об этих событиях нам рассказал митрополит Липецкий и Задонский Никон.
– Ваше Высокопреосвященство, что изменилось в жизни Липецкой и Задонской епархии после разделения Липецкой и Елецкой епархии?
– Совершилось, конечно, удивительное событие, связанное с разделением епархии. Мы видим, что идет движение по разделению всех епархий, большие епархии разделяют на три, на четыре, наша епархия маленькая, ее разбили на две. Теперь каждый архиерей может ездить в самый дальний приход для совершения службы. И когда спрашивают: «Владыка, что-то изменилось в вашей жизни?» – говорю: «Нет, только внешний вид, а так, как и раньше, служил, призывал к покаянию, говорил слово, так и сейчас все то же самое».
– Владыка, Липецкая митрополия была образована 29 мая, а в сан митрополита Вас возвели только 23 июня. Почему?

– Я, конечно, знал, что разделят епархию, что меня возведут в сан митрополита, в мае так определил Священный Синод. На патриаршую службу меня пригласили 23 июня. Приезжаю, мне говорят: «Владыка, специально тебя не возводили в сан раньше, чтобы возвести в день Пресвятой Троицы, когда создавалась Церковь Христова при сошествии Святого Духа». На патриаршей службе было, конечно, очень много людей, трое архиереев и Святейший. Просторно было, хорошо.
– Владыка, Вас возвели в сан митрополита в трапезном храме в честь прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. Вы раньше много раз бывали в лавре. Имеет ли для вас какое-то значение тот факт, что вас возвели в сан митрополита в лавре?
– Я много лет ездил в Троице-Сергиеву лавру, когда еще работал на Сокольском заводе. Как-то иду, а на трапезном храме лавры Нерукотворный образ Христа Спасителя. Я остановился, молюсь, прошу: «Господи, благослови мне стать монахом». Вернулся в Липецк, стал опять работать, у меня 8 лет производственного стажа, затем 3 года учился в Одесской духовной семинарии, 5 лет в Московской духовной академии, но я помнил о том, что просил. Если ты просишь, значит, исполни, что Господь тебе даст, – принимай все во спасение, во славу Божию. И так получилось, что после семинарии я приехал опять в Липецк, написал прошению митрополиту Ювеналию (Тарасову) (Схимитрополит Ювеналий, 1929-2013. – Прим. ред.), он был правящим архиереем Воронежской и Липецкой епархии. Владыка Ювеналий почитал мое прошение и говорит: «Какой тебе монах? Иди женись!». А у меня настрой был не на женитьбу, у меня настрой был жить одинокой жизнью, я вообще никогда не женился. И мама хотела, чтобы я женился, чтобы у нее были внуки. И вот Господь сподобил принять монашество, меня постригали в монахи в храме Рождества Христова на улице Арктической в Липецке. И как помню, мантией меня накрывают, я ползу, а мама плачет. После принятия монашества я стал иеромонахом Никоном. Событие, связанное с возведением меня в сан митрополита совершилось в той церкви, где я просил монашества, в трапезном храме Троице-Сергиевой лавры.
– Как вас встретили в Задонском Рождество-Богородицком монастыре, когда вы вернулись в обитель уже митрополитом?
– Перед поездкой в Москву, в Троице-Сергиеву Лавру, когда нам из Патриархии позвонили и вызвали меня, чтобы одеть белый клобук, наши матушки с братьями шли крестным ходом вокруг монастыря, и кто-то прибежал к ним и сказал об этом, – вспоминает владыка Никон. – Они берут скуфьи, бросают и кричат: «Ура!». Такое маленькое утешение было. Когда все совершилось, все ждали меня в Задонске, кто-то дорожку начал стелить цветами. Я когда узнал об этом, сказал, что с парадного входа не пойду, со двора войду, так чтобы они там не волновались и не хлопотали. Приехал, они, правда, все дорожки убрали.
– Владыка, скажите, в чем заключаются обязанности митрополита?
– Митрополит, если образно сказать, похож на орла, который с высоты смотрит вниз, на землю, и определяет, где что нужно подправить, изменить, назначить, что-то сделать так, чтобы епархия функционировала и была нужна всем верующим, которые живут и работают в этой епархии. А в духовной жизни что-то построить, восстановить не просто, легче сделать что-то физически. Очень много нам пришлось трудиться в духовной жизни, не только в храмах, но и в кельях мы молились, и сейчас есть люди, которые стремятся к молитве.
– Когда вас возвели в сан митрополита, все, кто вас знает, радовались так, будто высокую должность получил их близкий родственник.
– Меня все поздравляют с возведением в сан митрополита, а я говорю, может, и не надо поздравлять, потому что вдруг я их желание не смогу воплотить в жизнь, ведь они хотят, чтобы и жизнь моя белая была, как клобук, а для этого нужны большие труды, и молитвенные, и физические.
Беседовала Анастасия Хохлова


№ 6-7, июнь-июль 2013 года (pdf формат)
http://yadi.sk/d/IVU8yRIa8oJ9M

0
Ваша оценка: Нет