Классификация добродетелей


Статья подготовлена для журнала "Липецкие епархиальные ведомости",
опубликована в № 6-7 за 2013 год


Протоиерей Олег БЕЗРУКИХ,
кандидат богословия
БЕСЕДЫ О ДОБРОДЕТЕЛЯХ
Беседа 21

Православное богословие, раскрывая учение о Триипостасном Боге, помогает нам узнать много удивительного и о человеке. Человек сотворен по образу Божию и по подобию. Постигая величественные богооткровенные истины о нашем Творце, мы открываем и о человеке многое такое, до чего не смогли бы додуматься ни с помощью самонаблюдений, ни с помощью научных исследований. Богословие, говоря о нашем Творце, учит о трех различных Божественных Ипостасях (Отце, Сыне и Святом Духе) и о единой Божественной Сущности (Природе). Отсюда следует, что и каждый из людей имеет человеческую личность и человеческую сущность (природу). Соответственно и добродетели в своей классификации подразделяются на личностные и природные.
ЧЕЛОВЕК
Человеческая природа Человеческая личность
Добродетели:
Врожденные
Приобретенные
Дарованные Богом (харизматические)
Добродетели, характеризующие
отношение личности человека

1) к своей собственной природе,
2) к другим людям,
3) к Богу


Когда речь идет о различных состояниях человеческого существа, то необходимо учитывать, что оно обусловлено тремя факторами, а именно: собственной природой (врожденными качествами), воспитанием и действием благодати.
ДОБРОДЕТЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ


Добродетели человеческой природы разделяются на три вида: врожденные, приобретенные и харизматические.


1. ВРОЖДЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ даются человеку от рождения. Это добродетели естественных способностей души. К ним относятся ясность ума, быстрота мысли, надежность памяти, искренность чувства, стойкость воли, целомудрие, великодушие, одаренность, талантливость.
Они даются человеку Богом как дар, который человек должен беречь, развивать и преумножать. Об этом учит Иисус Христос в своей притче о талантах (Мф. 25:14-30). И если счастливый обладатель врожденных добродетелей, а также его родители и воспитатели проявляют должную заботу к доброму развитию Божьего дара, то мир обогащается новыми именами великих мыслителей, поэтов, художников, музыкантов, полководцев, ученых, изобретателей.
Жизнеописания святых удостоверяют нас, что весьма часто врожденными добродетелями человек наделяется Богом за благочестие и благородство родителей. Вспомните, детьми каких прекрасных родителей были Пресвятая Дева Мария, святой Иоанн Креститель, святитель Василий Великий и великое множество замечательных людей!
Также обильно одарены бывают те люди, которые предназначены Богом для исключительного и высокого служения. Чрезвычайной силой был с детства наделен судия израильский Самсон, которому предстояло защищать свой народ от угнетения филистимлян. С младенческих лет печать Божьего избранничества имели святой Николай Чудотворец, преподобный Сергий Радонежский и многие святые люди.
К сожалению, врожденные добродетели нередко остаются без внимания, их не ценят (ведь они достаются даром), их легко и безвозвратно утрачивают. Сегодня добродетелью, которую не задумываясь многие теряют самой первой, является драгоценное целомудрие. Еще хуже бывает тогда, когда врожденные таланты обращают во зло. Талантливый негодяй может натворить бед гораздо больше, нежели его бесталанный сообщник.
Пока не поздно, каждому стоит задуматься над тем, а все ли Богом ему данные таланты были увидены, все ли были усовершенствованы и преумножены, не осталось ли что безрезультатным? Также и родителям, педагогам, духовникам и воспитателям необходимо с большим вниманием отнестись к тем, кого Бог вверил их попечению, чтобы ни один дар не остался незамеченным, но чтобы каждый нашел доброе употребление.
2. ПРИОБРЕТЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ – результат полученного образования и воспитания, они усваиваются в процессе интеллектуального и нравственного формирования человека.
К ним относятся творческая мощь разума, умеренность, выдержка, корректность, вежливость, уважение, забота о благе других людей, отзывчивость, благодарность, великодушие, благосклонность, мужество, стойкость, терпение, постоянство, целеустремленность.
По сравнению с врожденными добродетелями приобретенные выглядят менее яркими, но зато они более надежны. Если врожденные добродетели человек получает даром, и от того не всегда их ценит и нередко теряет, то приобретенные добродетели напротив, достаются человеку долгим кропотливым трудом, и он не склонен с ними легко расстаться.
За врожденные добродетели человеку нет награды (ведь они – дар Божий), за приобретенные же добродетели и Бог награждает, и от людей бывает заслуженный почет и уважение. Благодаря приобретенным добродетелям даже малоодаренный, но усердный человек имеет возможность достичь и превзойти людей, талантливых от природы. «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19:30).

Когда приобретенные добродетели глубоко укореняются в человеке, они становятся как бы его второй природой, подлинным украшением человека, его реальным богатством, которое у него не возможно ни украсть, ни отнять.
Пределов совершенствования здесь нет, все зависит от вашего усердия. Можно расширять круг добродетелей и к имеющимся прибавлять новые. Например, к вежливости присоединить уважение к людям, а затем и деятельную заботу о них. К благосклонности прибавить великодушие и т.д.. А можно углублять каждую добродетель. Например, вы отзывчивы и не отказываете в помощи людям, обращающимся к вам с просьбой. Но вы решили усовершенствоваться и стать более инициативным в добре, т.е. не дожидаться, когда вас о чем-либо попросят, а упреждать их обращение и, находя попавших в затруднительное положение людей, первым предлагать им свою помощь.
Однако по-настоящему надежными добродетели становятся лишь тогда, когда являются сверхъестественным Божественным даром.
3. ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ превосходят меру и возможности обычного человеческого естества и являются чистым даром Божией благодати (харизмы, греч.).
Харизматические добродетели являются результатом синергии – т.е. совершенного человеком подвига и действия Божественной благодати.
Божественная благодать освящает и преображает способности и силы ума, чувства, воли и возводит в человеке эти способности на высшие ступени превосходства и совершенства.
Харизматической добродетелью ума является сверхъестественная мудрость и ведение. Ум становится световидным и боговидным, способным созерцать нетварный Божественный свет. Просвещением ума человеку сообщается ведение вещей человеческих и Божественных. Харизматические добродетели ума приобретаются молитвенным подвигом.
Сверхъестественную мудрость как результат молитвенного подвига получили ветхозаветные пророки, царь Соломон, апостол и евангелист Иоанн Богослов, преподобный Роман Сладкопевец, преподобный Сергий Радонежский и другие святые.
Харизматическими добродетелями чувства являются чистота сердца, радость, мир, кротость, умиление, истинная любовь ко всем людям и всецелая любовь к Богу.
Носителями таких добродетелей были преподобный Макарий Великий, преподобный Исаак Сирин, преподобный Серафим Саровский и другие.
Харизматические добродетели воли - верность и доблесть. Ярче всех эти добродетели проявились у святых мучеников, которые своей верой мужественно противостали злобе языческого мира, с доблестью перенесли испытания и муки, до смерти сохранили верность Иисусу Христу.
Их имена хорошо известны, среди них – великомученик целитель Пантелеимон, великомученик Димитрий Солунский, мученицы Вера, Надежда, Любовь с матерью Софией, мученики Гурий, Самон и Авив, святой Максим Исповедник, тысячи наших новомучеников и исповедников Российских.

Свое метафизическое основание харизматические добродетели имеют в Божественных добродетелях Иисуса Христа, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:9). «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). Для человека они являются сверхъестественным и благодатным даром любви Бога Отца и результатом причастности человека к благодати Святого Духа.
Итак, на состояние нашего существа влияют три важных фактора – наши врожденные свойства, приобретенные качества и сверхъестественная Божественная благодать. Что из трех предпочтительней? Трудно сказать. И первое ценно, и второе важно, и третье вожделенно. Безусловно, наличие врожденных талантов сразу выделяет человека среди других, дает ему немалые преимущества. Но и воспитательный фактор, дающий возможность любому человеку приобрести и развить в себе сколько угодно новых качеств, нельзя недооценивать. И все же действие Божественной благодати, возводящей человека на уровень святости, является, пожалуй, самым мощным фактором из нами рассмотренных. Добродетели всех трех категорий имеют взаимную связь, наличие одних помогает развитию других.
Классификация добродетелей помогает их упорядочению в нашей жизни и позволяет успешнее выполнить задачу, поставленную Апостолом: «Братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте… то исполняйте, - и Бог мира будет с вами» (Фил. 4:8-9).
0
Ваша оценка: Нет