Выпуск газеты "Липецкие епархиальные ведомости" за март 2014 года



№ 3, март 2014 года (pdf формат; 20,6 мб)
http://yadi.sk/d/BeDT-tunPEMgL

Предисловие от редактора

ПОДАЙТЕ ДУШЕЧКЕ КОПЕЕЧКУ!

«Пожалейте!» у нас давно означает «дайте денег». Но не все нужные ценности для человека измеряются в денежном эквиваленте. А с пользой подать копеечку хочется. С той пользой, какой научает нас свт. Иоанн Златоуст: «Милостыня ос многою радостию отверзает небесные врата», – по слову Божию «вдовицу оправдаем, сирому судим, нищему дадим, сироту защитим, нагую оденем, о сокрушенном и немощном попечемся, хромому не посмеемся, безрукого защитим, слепого к видению святого Господня припустим, старого и молодого между стенами нашими сокроем…» (3 Ездр. 2, 20. 21. 22 и 23).
В удивительном духовном центре культуры и просвещения Николо-Сольбинском женском монастыре Ярославской области участники второго всероссийского православного форума «Родительское благословение», а это педагоги и воспитатели со всей России, победившие в разных конкурсах «Семья России» за 2013 год, были вовлечены в семинар «Воспитание – образование – просвещение – становление – обожение». Мне также Господь сподобил быть одним из победителей всероссийского музыкального конкурса «Царство музыки России» и участвовать в молитвенном походе этого форума.
В начале семинара не совсем понятна была цель полемического богословского экскурса. Но, когда перед нашими глазами выступили с райским пением сироты-воспитанницы монастыря (более 30 девочек от шести лет и старше), стал явным пример преимущества православного просвещения сердца и ума светскому образованию без евангельского слова. Зерном милосердия в этом монастыре воспитывается закваска будущего нашей православной веры и страны.
И осознание миссии воцерковления в России прежде всего учителя и воспитателя стало неоспоримым.
Самое ценное, что мы можем сделать для своей души в Великий пост, – это проявить участие к другой, нуждающейся в ней. Участие – это и есть проявление любви, которую копеечкой не мерят. Грош цена материальному «ананасовому благополучию» русского человека на чужбине, страдающего без родной души в виде собеседника «под рюмку водки и хвост селедки». Престарелая мать, брошенная на платную няню бизнесменами-детьми, умирает от тоски, осознав, что больше не нужна своим детям. Главная наша нужда – в добром совете и умении выслушать, а потом порадоваться или поскорбеть вместе. Да, вместе!
Именно это русское генетическое – МЫ ВМЕСТЕ! – всколыхнуло народ России проявить участие в виде соборных выходов на главных площадях своих городов с лозунгами поддержки Крыму, а в Липецке в виде крестного хода с иконами, хоругвями и молитвой. Потому что, по словам самих крымчан, теплой лавиной совместной надежды захлестнуло и сломало лед двадцатитрехлетнего оцепенения в ожидании возвращения ДОМОЙ!
Можно и нужно уважать другую культуру, веру, семейные ценности, к чему и призывает нас Православная Церковь. Но, если клеветой информационной войны, провоцирующей гражданскую войну между братьями попираются собственные ценности русского мира, тогда вспоминаются такие русские воины и святые полководцы, как Илья Муромец, покоящийся в пещерах Киево-Печерской лавры со скрещенными для осенения пальцами и монахи с оружием в руках, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя, защищающие главную нашу ценность – православную веру.
Чтобы не разрушить хотя бы внешний мир, нам надо пробовать в любых ситуациях быть соучастниками мирного решения возникающих проблем. И начинать надо с себя. Агрессия порождает новую волну агрессии, вовлекая, как чахотка, здоровую плоть в смертоносную болезнь. Но с помощью Бога, подающего нам свои щедроты, будем в сердце своем по копеечке копить и хранить от Несметного богатства Его милости в прощении наших бесконечных грехов.
Монахиня Агафона (Шнейдер),
главный редактор, руководитель Епархиального отдела СМИ и СМК



ПОСТ – ЭТО ПОПЫТКА РЕАБИЛИТАЦИИ НАШЕЙ ЖИЗНИ ПЕРЕД БОГОМ


Разговор о посте с Высокопреосвященнейшим Никоном, митрополитом Липецким и Задонским. Беседовала монахиня Агафона (Шнейдер).
– Владыка, скажите, как священникам объяснять цели и задачи поста для людей разной степени воцерковленности? Как определяется мера поста для каждого человека?

– Дорогие отцы, братья и сестры, мы сегодня будем говорить о нашем православном посте. Посты бывают и малые, и великие. Для каждого человека есть определенная норма воздержания, которая зависит от его физического и психического состояния. В житиях святых мы можем найти немало примеров того, как относились к посту угодники Божии. Однажды Павел Препростый пришел к преподобному Антонию Великому и сказал: «Я хочу быть монахом». Тот ответил: «Ты не сможешь им быть, ты уже старик и тебе не по силам выдержать пост. Я пять дней ничего не вкушаю, тебе лучше идти в монастырь к братии, которая сможет перенести твои немощи».
Из таких фрагментов мы узнаем, как строго постились великие подвижники в прежние времена, порой не вкушая пищи на протяжении всего Великого поста. Но люди нашего поколения за годы советского строя забыли, что такое пост, который было сложно соблюдать в те времена. Сегодня же нам важно понимать, что меру поста для каждого человека необходимо подбирать так, чтобы это воздержание оказалось полезным, чтобы христианин за время поста приобрел для своей души что-то доброе и прославил Бога. Исходя из этого, не может идти речи о соблюдении поста маленькими детьми, которые только растут и набираются сил. Престарелым людям следует больше уделять внимание покаянию и молитве, некоторые из них могут по состоянию здоровья поститься, другие – в силу слабости здоровья – уже нет.
Я думаю, что принципиально невозможно каждому человеку определить меру поста на все случаи жизни. Бывают дни, когда мы можем поститься, в другие дни мы по немощи, состоянию здоровья, этого делать не в силах. Поэтому священнослужитель, духовник, должен определиться, как поститься каждому конкретному человеку.
Когда ко мне приходят за благословением на пост и жалуются на больной желудок, то я говорю: «Бог благословит молочко. Но первая неделя поста строгая, поэтому на ней следует вкушать рыбку, и уже со второй недели – молоко». В первую очередь, надо стараться настроить и подвести людей к тому, чтобы они не боялись поста, потому что он предназначен не для того, чтобы ослабить их физическое состояние, а наоборот, чтобы через пост мы стали здравыми и возрадовались. Ведь когда мы правильно постимся, то у нас появляется радость не от того, что мы такие великие – постимся, а другие нет, а от того, что, постясь, мы стараемся угодить Богу. Поэтому недаром святые отцы говорят, что в молодости человек горит. В это время нужно, чтобы он горел и в молитве, и в посте, и в праведной жизни. А когда человек состарится, то он светится и должен своей жизнью освящать путь другим.
Я думаю, что каждому христианину самому надо определиться со своими силами, а потом пойти к священнослужителю, духовнику, и решить этот вопрос – как провести Великий пост.
– Почему так важно участие в великопостных богослужениях? Что это дает человеку?
– Одни службы, проходящие в ликовании, в радости, связаны с Воскресением Христовым, с прославлением святых. А службы постовые раскрывают нам цель поста. И, когда мы слышим молитву Ефрема Сирина, или слова песнопения «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», то думаем, что, может, Господь действительно откроет нам Свои двери, чтобы мы покаялись, через покаяние исправились, и возблагодарили Бога за то, что Он дал еще возможность и силы для того, чтобы прийти в храм.
Безусловно, любая служба должна доходить до сердца человека, способствовать раскрытию определенных духовных чувств. И когда мы слышим постовые песнопения, то должны осознавать свою греховность, свое состояние от невоздержанной жизни, вину перед Богом и плакать. Поэтому хорошо еще знать слова постовых песнопений, их смысл. Тогда они в полной мере воспринимаются душой, и сердце начинает плакать и скорбеть о том, что мы, Божии создания, постоянно огорчаем Создателя своей гордостью, неугодными делами.
– Как правильно выстроить молитвенное общение с Богом? И что является гарантом установления такого общения?
– Общение с Богом – это когда человек молится Богу, стоит пред Богом не только телом, но и душой, понимает, что он, конечно, недостоин, чтобы Господь слышал и принимал его слова, но все равно стоит, так как знает, что может спастись не своими усилиями, не своими делами, а только одним милосердием Божиим. И когда мы молимся, то должны чувствовать это милосердие Божие к нам, что только через Господа мы сможем найти путь в Царствие Небесное, получить то блаженство, которое Бог уготовил любящим Его.
Гарантом того, что мы бываем услышаны Богом, что Господь принял нашу молитву и сокрушение о грехах, о том, что мы вообще недостойны стоять пред Ним в такой духовной нечистоте, является знание о том, что Господь никогда не оставляет. Он всякого человека кающегося вынимает из трясины пороков и страстей, очищает, омываем, помогает нам опять быть чистыми. Это равносильно тому, когда мы принимаем пищу, но не моем посуду. Изо дня в день она зарастает, становится грязной, и мы уже не можем без брезгливости на нее взглянуть. Однако у Господа нет такой брезгливости. Он призывает нас к покаянию, чтобы мы через него, через слезы сокрушения и умиления, омыли душу. Когда мы будем к этому готовы, тогда и Бог будет нас принимать, вразумлять и давать просимое.
Гарантией того, что Господь нас слышит являются Его слова: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Если Он говорит эти слова, значит Он всегда с нами. Мы же должны всегда быть готовы к встрече с Богом, которая может произойти и в храме, и во время келейных правил, и иных молитвенных предстояний. Господь обязательно поможет нам найти свое место здесь, не увлекаясь этой жизнью. Ведь жизнь без Бога – напрасная жизнь. Нужно, чтобы каждый наш шаг, каждое слово, каждое наше воздыхание шло к Богу, и тогда Господь даст нам все нужной на нашу потребу.
– В чем важность чтения духовной литературы для ума и сердца человека?
– Когда мы читаем светскую литературу, мы впитываем настрой, идеалы и подвиги героев произведений различных авторов. Когда мы читаем духовную литературу, в которой все связано с Богом, тогда все благодатное впитывается в нас. И мы начинаем дышать этой благодатью, почерпнутой из духовных книг, в которых запечатлен бесценный опыт святых отцов Церкви. Они оставили нам в наследие то, как бороться со страстями и пороками, как выйти из состояния уныния и отчаяния, как и что делать, когда нас борют различные помыслы, увлекая нас в сторону от Бога.
Надо понимать, что если мы поставим своей целью исполнять все то, о чем писали святые отцы, то нам необходимо пересмотреть всю свою систему ценностей. Определить, что нам оставил Иисус Христос, чему он нас учил, и что нам преподносит сегодня мир с его многочисленными идеями, больше напоминающими ненужный мусор. «Не любите мира, ни того, что в мире», – говорит нам апостол (1Ин. 2:15). Мы же любим мир, связываем с ним все наши стремления, но забываем слова Господа: «Без Меня не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5). Мы помним то время, когда люди возгорелись желанием своими силами построить другой мир, устроить жизнь по-новому – от каждого по потребностям, каждому по способностям. И на наших же глазах все это разрушилось и рассеялось.
Поэтому, конечно, нам сегодня очень необходима духовная литература. Читая светские книги, мы ничего не приобретаем кроме, пожалуй, потери зрения и того упоительного настроя, передаваемого через героев художественных произведений. Совсем другие образы проявляются в нас при чтении духовной литературы. Когда я учился в семинарии, там была великолепная библиотека духовных творений. Во время учебы много было разных дел, но зная о том, что, вернувшись домой, больше нигде мы таких книг не найдем, мы старались хотя бы чуть-чуть усвоить из того, что писали святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, преподобные отцы Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин и другие. Благодатный дух обязательно бывает в том человеке, которые читает подобные книги, ища ответы на вопросы о том, как поститься, молиться, делать добрые дела, избавляться от пороков. Читайте духовную литературы, ей исцелитесь.
Преподаватель в семинарии отец Иоанн Сорокин, рассказывал нам как один человек стал архиереем через чтение Евангелия. Он читал Священное Писание всю ночь, и, дочитав к утру, увидел как от него будто какая-то темная тучка отошла и исчезла. После этого все в жизни стало ясно и понятно. Он поступил в семинарию и пошел дальше по этой стезе. Отцы в семинарии нам говорили: «Братья, читайте Псалтирь, хоть немного, но читайте. Иначе будете осмеяны диаволом». Так большая польза будет, если читать Евангелие, Апостол, молитвы и делать поклоны. Когда ко мне приходят и спрашивают о том, какое молитвенное правило лучше исполнять, то я называю пяточисленные молитвы. Святитель Димитрий Ростовский говорил, что тот, кто исполняет это правило, то ради его исполнения наследует Царство Небесное.
– С чего начинается изменение жизни человека к лучшему после обращения к Богу? В какой момент начинают происходить изменения в лучшую сторону? И может ли служение людям добрым словом и делом изменить человека?
– Если взять пример из моей жизни, то, когда я попал к старцам и старицам, они, вероятно, уже начали молиться за меня, и я увидел себя совсем другим, и понял, что нужно изменять свой образ жизни. Потихонечку начал исполнять молитвенное правило, читать Священное Писание. Появилось желание чем-то угодить сначала ближним, семейным. И когда ходил в храм, старался, чтобы никому не причинить какой-то скорби или расстроить человека. Наоборот, уступал место, старался как-то услужить ближнему.
Чувствовалась вот эта перестройка со светского образа жизни на духовный лад. И притом не только сам себя я видел в этой перестройке, но и окружающие. Одни говорили – баптист, другие, наоборот, радовались тому, что молодой человек ходит в храм. Затем просили, приди, почитай что-нибудь из Священного Писания. Я читал, притом читал так, чтобы они хоть немножко понимали прочитанное, как мог разъяснял непонятные слова.
В жизни старался сдерживать себя во всем. Хотя были такие моменты, когда закипал гнев, хотелось пошуметь, но каждый раз я приходил в себя. Следил, чтобы не исходили скверные, поганые слова из моих уст. Во время учебы в семинарии в Одессе часто приходили различные люди посмотреть мужской монастырь, можно было от них услышать гнилые слова, и всякий раз я подходил и объяснял, что за каждое слово человек даст ответ перед Богом, и люди, надо сказать, прислушивались.
Так вот, еще раз повторюсь, что светскими книгами мы готовим себя к светской жизни, духовной же литературой – к жизни духовной. Призывает нас Господь: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). И Его слова должны впитаться в нас так, чтобы во всех случаях жизни мы верно определяли, что нам нужно сказать, что сделать, особенно тогда, когда видим, как кто-то поведением, речью хулит Бога. Поэтому, когда человек начинает серьезно, вдумчиво читать творения святых отцов, он становится и Иоанном Златоустом, и Василием Великим, и всеми теми, кто оставил нам эти драгоценные труды. И мы начинаем стараться, узнав что-то из этих произведений, дать какой-либо совет людям, посоветовать почитать ту или иную книгу, в которой все по полочкам разложено: как жить, как друг с другом общаться, как найти дорогу к Богу.
– В чем состоит работа над собой? И с кем или чем мы должны вести борьбу? Как быть, если нарушен пост?
– В работе над собой можно обратиться к примеру спортсмена, который постоянно находится в тренировках, чтобы дойти до такого состояния, чтобы суметь победить противника. Так и наша жизнь – борьба с плотью, с миром и диаволом. Плоть требует от нас вкусной пищи, отдыха, удовлетворения других различных физических потребностей, но мы должны в этом случае учиться воздержанию – ограничивать себя в еде, сне, ничегонеделании. Когда боремся с миром, то должны не стараться идти с ним во всем в ногу, ведь сказано у апостола Иоанна Богослова: «Весь мир лежит во зле» (1Ин. 5:19). И желая одолеть диавола, нужно не к борьбе с ним стремиться, а стараться всесильно обращаться за помощью к Господу, который и есть Победитель и смерти, и ада, и диавола, по словам святых отцов.
Ведь лукавый начинает с малого. Сначала говорит нам: «Ничего страшного, ты ничем не обидишь Бога, если сегодня не придешь на службу». Но однажды уступив, мы даем ему возможность еще дальше уводить нас от Бога. Однако и придя в храм, нас тоже ожидает борьба. Борьба с различными помыслами о том, что уже хватит молиться, нужно ехать домой, где ждут дела… Мысли текут и текут как ручеек.
Вспомним Евангелие, когда человек привел к апостолам своего сына, одержимого бесами, и он не смогли его исцелить. Ученики спросили у Господа, отчего они не смогли ничего сделать, и Он им ответил, что «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21).
Будем помнить, что наше самое сильное оружие против диавола – Сам Господь, сказавший нам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41). Конечно, это тяжелая борьба, потому что диавол не пьет, не ест и не спит, а мы порабощены своей плотью.

И если мы нарушим пост, то это не значит, что нас нужно расстреливать. Нарушение поста бывает у всех. Есть следующий пример из жизни святых отцов, когда старец вывел своих учеников на одну из полян, и они там начали шутить и смеяться, а проходящий мимо охотник их осудил и начал говорить: «Вот это монахи!» Тогда старец подозвал охотника и сказал: «Возьми лук и натяни тетиву». Охотник натянул. Старец попросил его еще натянуть и тогда охотник сказал: «Если еще натяну, то порву ее». Тогда старец ответил: «Вот так и человек – если ему постоянно жить в большом воздержании и посте, то он не сможет это вынести, и надо обязательно давать послабление и отдых».
Поэтому если произошло нарушение поста – все начинаем сначала. Как говорил Иоанн Златоуст, если вы упали на площади, вы же не лежите, а встаете и идете дальше. Ведь иногда бывает так, что люди, нарушив пост, говорят, что теперь не будут блюсти его вовсе.
А, кроме того, больше надо думать о посте не физическом, а духовном, о котором мы часто забываем и не храним себя. А духовный пост дан нам для того, чтобы мы не расслаблялись, строго хранили мирность, любвеобильное общение друг с другом и так далее.
– Как достичь мирного устроения духа в период поста?
– Очень тяжело дать ответ на этот вопрос, потому что мир в человеке создается самим человеком. И в то же время Господь помогает, чтобы мы не стремились к славе, не стремились к первенству в мирских делах.
Падший ангел говорил: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой» (Ис.14:13). Так и человек, когда говорит: «Почему я не должен быть первым там-то и там-то?», то разогревает в себе обиду на всех и вся и теряет внутренний мир, который приобретается воздержанием, покорностью, молитвой, благодатью Божией.
Как только мы начинаем думать о себе, теряем в жизни все. Ведь Господь призывает нас возлюбить Бога всем сердцем, а ближних как самих себя, а если мы в первую очередь ищем в жизни выгоду, то теряем все. Мы теряем Бога, потому что нарушаем его заповеди.
А мир внутренний начинается с простых искренних слов – простите, благословите, помолитесь. Это те слова, которые постоянно нужны, чтобы сохранять мир и душевный покой. Как говорят святые отцы, монах является тряпкой, которая лежит на пороге двери, и о которую вытирают ноги все, кто проходят в помещение. В другом случае святые говорят, что если взять лен или коноплю и их обломать, то тогда останется мягкое и чистое волокно. Так и человек должен в жизни понести трудности, гонения, чтобы очиститься. Должно все вытерпеть ради Господа и поблагодарить Его за то, что Он попустил нам все испытать и выдержать.
Мир начинается с малого. Спрашивают у одного старца: «Как мне стать смиренным?» А он отвечает: «Когда мы просим у Бога смирение, мы просим у Него человека, который бы пришел к нам, обидел и оскорбил, а мы бы все терпеливо перенесли». Ведь если мы будем, свободно и независимо жить, то откуда появится смирение. В таком случае может быть лишь мнимое смирение, которое мы можем на себя напустить, чтобы казаться перед людьми терпеливыми и кроткими, но приходит искушение и из нас выходит просто лютый зверь, мы начинаем гневаться, ругаться, ненавидеть. И вот тогда оказывается, что все дурное не ушло из нас, а просто спряталось внутри, и при удобном случае проявило себя, и мы начинаем своей жизнью гнать Христа, повторяя вслед за иудеями: «Возьми, возьми, распни Его!» (Ин.19:15).
– Что значит принести достойные плоды Богу?
– Мы знаем, что достойный плод – это покаяние, то, что Господь ждет от нас. Но нам очень трудно принести плоды покаяния из-за гордости, думая, что мы что-то умеем, обладаем какими-то знаниями. Результат будет только тогда, когда мы будем сами себе говорить, что мы ни на что не годны, когда будем терпеть оскорбления и с радостью их переносить.
Плод покаяния – это тогда, когда мы своим близкими говорим «прости меня». Плод, когда просим – «благослови меня». Плод, когда мы говорим «Господи, помилуй». Все эти плоды должны идти от чистого сердца, а не ради того, чтобы кто-то увидел, услышал и похвалил, какой я кроткий, смиренный, терпеливый, какой добрый и благочестивый.
Все то, что у нас внутри, все выходит во вне. И если мы напитаны Божественной любовью через чтение духовных книг, молитву, пост, покаяние, то все это выйдет наружу, люди увидят нас и сразу определят – да, это человек Божий, само лицо сияет каким-то неземным сиянием. Такого человека хочется постоянно слушать, быть с ним вместе, общаться, принимать наставления. Такой человек освободился от своего внутреннего «я», в нем живет Христос, и он имеет такую благодать, которой помогает и другим спасаться. Недаром преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи благодать Святого Духа и тысячи вокруг тебя спасутся».
А благодать будет находиться лишь в том человеке, в котором нет злобных, скверных, порочных страстей, а есть лишь одни христианские добродетели – радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание, любовь. Тогда будет в человеке благодать, и он может легко поститься, молиться, легко жить. Пусть жизнь преподнесет ему тяжелейшие испытания, страдания, он все это перенесет с такой легкостью, что окружающие станут поражаться силой духа, которая в благодати Божией.
Я бы хотел сказать всем, что постом мы исцеляемся, постом обоготворяемся. Вы не представляете, какая радость, когда человек начинает поститься, но еще большая бывает, когда человек проходит через поприще поста и с ликованием встречает праздник Воскресения Христова. Я желаю все пройти это поприще поста, но чтобы это сделать, надо просить Господа о помощи, ведь Христос сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7). Будем же стучаться в дверь Христовой любви, чтобы Спаситель помог нам Своей благодатью выстоять перед всем, что обязательно приходит к нам – перед скорбями, унынием, отчаянием, ненавистью.
И если где-то оступимся, то это отнюдь не повод для уныния. Бывает, кто-то съест какой-нибудь продукт в пост, а потом прочитает, что в составе есть молоко или яйца. Приходит человек ко мне и кается: «Все, я нарушил пост, что теперь делать?» Я говорю: «Ну что же теперь делать, сотвори три поклончика кому ты этот пост соблюдаешь – Христу».
Однажды когда я еще служил на приходе, то во время проскомидии вынул частичку в честь Пресвятой Богородицы. Отошел с дискосом к престолу, возвращаюсь к жертвеннику, смотрю, частичка пропала. Искал по всему алтарю – не нашел. Вдруг вижу, а у меня по жертвеннику пробежала мышка. Вот в чем дело! Я поставил мышеловку, поехал к владыке Зиновию (прим ред. – митрополит Зиновий (Мажуга)) каяться. Переживал очень, это ведь не то, что скоромное съел что-нибудь – частичка. А владыка улыбается и говорит: «Отец Никон, Бог тебя простит, сделай 50 поклонов». Мне сразу легко стало.
И поэтому, если вдруг в чем-то нарушили пост, то сами сделайте десять-двадцать поклонов и сразу успокоится совесть.
Итак, поститесь, молитесь, старайтесь любить или хотя бы терпеть друг друга, ходите в храм. В пост особенно не увлекайтесь электронной техникой, лучше возьмите, прочитайте Евангелие. Потому что, читая, обязательно найдете что-то особенное, ранее не замеченное в тексте, ведь во время чтения Господь благодатью Святого Духа открывает нам те духовные моменты Священного Писания, о которых мы и думать не могли. Желаю, чтобы пост всем был во очищение, во спасение. Ведь пост – это маленькая попытка реабилитации нашей жизни перед Богом.
0
Ваша оценка: Нет