Выпуск газеты "Липецкие епархиальные ведомости" за май 2014 года



№ 5, май 2014 года (pdf формат; 8,3 мб)
https://yadi.sk/i/OWnBWVcBWhpUT

Предисловие от редактора

"СПАСИ, ГОСПОДИ, ЛЮДИ ТВОЯ"

Майские дни этого года ознаменованы многими праздниками, важнейшим из которых для России является День Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня, вспоминая подвиг людей, самоотверженно защищавших нашу Родину от порабощения, мы хотим обратить внимание на удивительное качество этой победы, а именно – ее принадлежность к ряду тех событий в жизни народа, которые совершаются соработничеством Бога и человека.
Среди множества молитвословий, созданных Православной Церковью, есть одно уникальное песнопение – просьба к Господу о даровании победы: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Это не что иное, как тропарь Кресту Христову, сила которого, по словам архим. Иоанна (Крестьянкина), «простирается и в долготу всех времен, и в широту по всем местам».
Будучи по своей сущности орудием казни, крест, как и всякое оружие, должен был свидетельствовать о торжестве зла и смерти в этом убитом беззаконием мире. Но распятием на нем Сына Божия, Крест навсегда сделался знаменем победы над смертью и мировым злом – грехом. Пасха Христова стала величайшей из всех побед, когда-либо совершившихся в истории человечества. Только она способна раскрыть нам истинное значение и духовный смысл всякой из всех одержанных людьми побед.
В 1945-м году день Пасхи (6 мая по новому стилю) почти совпал с Днем Победы в Великой Отечественной войне. В этот же день, как известно, совершается память великомученика Георгия Победоносца – небесного покровителя православных воинов, воинов Христовых.
Может возникнуть вопрос, о каких православных воинах идет речь, если советское государство было атеистическим, богоборческим?.. С этим фактом нельзя не согласиться. Но думается, что нельзя отвергать и правдивости боли, надежды, покаяния тех человеческих сердец, которые не как-то иначе, а глубоко по-христиански переживали обрушившуюся на свое Отечество скорбь.
Несомненно, в 20-х, 30-х годах XX века множество русских людей тяжко согрешили братоубийством, в который раз засвидетельствовав падшее состояние человеческого естества и его неспособность сделать ничего благого без Бога. Кровь людей, невинно пострадавших и убитых в СССР во время социалистической революции, гражданской войны и политических репрессий, вопияла от земли к Богу, подобно крови Авеля, убитого Каином. Среди огромного количества пострадавших от рук своих братьев было множество людей, принявших мучения за свою веру. Однако теми действиями, которыми враг рода человеческого надеялся уничтожить верующих во Христа, был снова посрамлен он сам: уменьшилось число православных христиан на земле, но приумножилось на Небе, у Престола Божия. Соборная молитва Торжествующей Церкви о России возросла благодаря подвигу новомучеников российских, принявших Крест Христов, словно собственную ношу и одинаково молившихся о своих братьях и о своих врагах, как и Господь молился со Креста за распинавших Его.
Предстательством этих воинов Христовых укреплялся дух тех, кто продолжал свой земной путь на Русской земле. И неужели же можно предположить, что Господь, как бесконечное Милосердие и Любовь, пострадавшая за весь мир, мог навсегда оставить согрешивший перед ним народ в постигшей его беде?.. Здесь, как нам кажется, исполнились слова апостола Павла: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20).
Отвергнувшему православный Крест советскому государству был предложен другой знак «победы» – свастика, извратившая не только форму крестного знамения, но главное – его смысл. Наверное, только самостоятельным исполнением завета истинной крестной любви на войне могла быть облегчена тяжкая участь согрешивших русских людей в вечности. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13) – сказал Спаситель ученикам в последней беседе с ними, объясняя истинное значение своей жертвы. Но также и сказал Он: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:30), вселяя надежду на то, что его Победа над смертью станет источником победы над злом для всех верующих в Него.
Вечная слава победившему смерть Христу!
Вечная память воинам-победителям!
Анастасия Фетисова,
журналист Епархиального отдела СМИ и СМК



ПРИОБРЕТАЯ МИРСКОЕ, МЫ ТЕРЯЕМ ДУХОВНОЕ


Проповедь Высокопреосвященнейшего Никона, митрополита Липецкого и Задонского, произнесенная в Михаило-Архангельском храме г. Липецка, в неделю 4-я по Пасхе, о расслабленном, 11 мая.

Христос воскресе! С праздником вас, дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодняшнее евангельское чтение было посвящено исцелению расслабленного, который тридцать восемь лет лежал в Иерусалиме у Овчей купели, называемой по-еврейски Вифезда, и ждал движения воды для своего исцеления. Почему он столько лет мучился, за что ему пришла такая скорбь – болезнь расслабления, иными словами говоря, парализация? Ответ мы находим, читая дальше Евангелие. Уже после исцеления Господь встретил этого человека в храме и сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14).
Поэтому нам с вами всегда необходимо помнить, что любое несчастие, любые скорби, болезни и нестроения на земле происходят от нашей неправедной жизни, грехов и пороков. По сравнению с теми людьми Ветхого Завета, которые многие годы лежали возле Овчей купели в ожидании того, когда Ангел Господень сойдет и возмутит воду, у нас с вами сейчас намного меньше преград для исцеления, ведь у нас есть Святая Церковь и таинство покаяния. Ведь когда человек искренне кается, то он освобождается от любой болезни и скорби. В те времена Ангел лишь раз в год сходил в купель, сейчас же у нас в храмах каждый день благодатью Божией освящается вода, которая течет в жизнь вечную и исцеляет.
Однако мы, к сожалению, привыкли не прилагать серьезных усилий в духовной жизни. Ожидая, чтобы для нас мгновенно посылалось исцеление, мы все ждем какого-то чуда, и к святой воде относимся уже с небрежением. Те, кто вместе с расслабленным находился у Овчей купели, ждали этого возмущения воды с томлением, великой жаждой. Почему же у нас пропала эта жажда исцеления, жажда спасения, отчего мы стали такими невосприимчивыми к благодати Божией? По лености и нерадению мы не стараемся получить дары Святого Духа. Мы думаем, что вот придем в такое-то святое место и сразу получим исцеление. Но ведь для того, чтобы получить у Господа просимое, нужно положить множество трудов – это и поклоны, и молитвы и регулярное участие в церковных таинствах.
Сейчас многие с паломническими группами ездят по святым местам, это и Иерусалим, и другие разные страны. И вот многие, бывает, уезжают и приезжают домой ни с чем, без всякого для себя приобретения. От этого люди начинают скорбеть, что недостойны получить благодать для исцеления. Но как мы можем быть достойны, если живем в нерадениях, и даже если и больны, то все равно не стремимся к молитве, к труду, к соединению с Богом.
Вспоминается евангельское повествование о встрече Господа нашего Иисуса Христа с самарянкой у колодца. Спаситель сказал ей, что у Него есть вода, текущая в жизнь вечную, и пьющий ее не будет жаждать вовек. На это обрадовавшаяся самарянка ответила: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин.4:13-15). Так и нам иной раз очень непросто пойти храм, заказать молебен с водосвятием, потому что для этого нужны труды, нужно приложить определенные усилия, постоять на службе, выделить какое-то время. И вот с таким рассуждением мы, конечно, не приобретаем ничего, хотя и регулярно ездим по разным святым местам. Необходимо же постоянно бодрствовать, не спать духовно.
Вот посмотрите, Михаило-Архангельский храм, в котором мы с вами сегодня вместе молились, – это один православный храм на весь поселок тракторостроителей, большой жилой массив. Однако сегодня, в воскресный день, в храме – единицы. Остальные ушли отдыхать на природу или трудиться в сады и огороды, несмотря на то, что Господь сказал человеку: «Шесть дней трудись, а седьмой посвяти Богу» (Втор. 5:8-11).
Но когда вдруг настает засуха, происходит ураган, нападение насекомых или лукавых людей, или еще какие-либо несчастия, то мы сразу обращается к Богу: «Господи, за что такое наказание?!» И при этом не понимаем, что все это следствие наших неправедных дел. Пусть же помнят те, кто в воскресные и праздничные дни вместо дома Божия идут что-то там копать себе на огород, что на самом деле копают себе могилу. И приобретая себе какие-то земные плоды, теряют очень и очень многое для своей души, так как, приобретая мирское, мы теряем духовное.
Возвращаясь к истории с исцелением расслабленного, скажем, что если бы у этого человека в то время был бы священник, могущий разрешить его от грехов, за которые он страдал, то не пришлось бы ему столько лет ожидать у купели чуда. И теперь подумаем, разве мы здоровые, разве мы не нуждаемся в помощи, причем отнюдь не врачебной? И все равно до последнего момента откладываем поход в храм, думаем, что вот, в другой день пособоруюсь, в следующий раз причащусь.
А ведь что нам надо для того, чтобы избавиться от болезни? Об этом писал в своем соборном послании еще апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Так мы соборуемся и до нынешнего времени, и знаем, что соборование – это прощение грехов. Но для нас также существует и таинство исповеди, когда человек сокрушенно кается в своих прегрешениях, и священник произносит разрешительную формулу: «Прощаются и разрешаются человеку грехи во имя Отца и Сына, и Святого Духа». И можно было бы еще к этому добавить: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Аминь.
0
Ваша оценка: Нет